Друзья, подпишитесь на официальный Youtube-канал «Просвещение» об образовании для педагогов, школьников и их родителей. Это просто! Перейдите по ссылке, нажмите «подписаться» и «колокольчик». Теперь вы с нами :)
Программа пленарного заседания:
14:00-14:05Открытие конференции. Приветственное слово
14:05-14:25Патриархи российского образования: взгляд в завтрашний день
XX век определил основные направления художественного развития детей и юношества в концепциях патриархов российского образования: Д.Б. Кабалевского (1904 – 1987), Б.М. Неменского (род. в 1922 г.), Л.М. Предтеченской (1922 – 1999). В XXI веке эти идеи продолжают воплощаться в создании новых программ, учебников, технологий преподавания искусства в образовательных организациях – от школы до вуза. Сегодня важно рассматривать идеи курса «Мировая художественная культура», разработанного Л.М. Предтеченской и её последователями, в контексте широкого современного социокультурного контекста развития общества, ответственного за духовное развитие подрастающего поколения.
14:25-14:40
Художественная культура — образ «желаемого мира»
В чем смысл образа «желаемого мира» в контексте художественной культуры? В попытке устранять противоречия между громадным потенциалом душевного, духовного, творческого развития, которое несёт в себе раннее соприкосновение детей с искусством — и актуальным состоянием общего художественного образования? Осмысления особой ценности МХК как уникального явления в педагогической практике, преодоления трудности преподавания этого предмета, поиск новых возможностей его реализации? Хочется верить в то, что погружение в МХК – не просто наследование прежних богатств, но приобщение к ценностям и целям человеческого существования, потому оно служит движению в будущее, к «желаемому миру».
14:40-14:55
Л.М. Предтеченская: воспоминания о будущем
Педагогические идеи, высказанные в 1970-х гг. XX в. Д.Б. Кабалевским, Л.М. Предтеченской, Б.М. Неменским на многие десятилетия опередили своё время. Именно сегодня массовое педагогическое сознание начинает в полной мере осознавать масштаб их личностей и те фундаментальные педагогические открытия, которые они сделали, изменив судьбу преподавания искусства в школе. Анализ провидческих «предсказаний» Л.М. Предтеченской о будущем школы и значении преподавания искусства, позволяет сейчас размышлять о судьбе курса «Мировая художественная культура», об уроках, которые мы «не выучили» и сегодня.
14:55-15:10
Развивающий потенциал учебного предмета «Мировая художественная культура» в современной школе
Мировая художественная культура как школьная дисциплина имеет огромный потенциал: развивающий, обучающий и воспитывающий, к сожалению, пока недооцененный. Сегодня необходимо пересмотреть подходы к освоению МХК и из искусствоведческой и исторической плоскостей перевести его в культурологическое понимание процессов искусства с использованием социокультурного пространства региона.
15:10-15:25
Роль уроков предметного цикла «Искусство» в формировании личности
Сегодня антропологи говорят о зеркальных нейронах, помогающих дублировать поведение человека человеком. Образы, созданные разными видами искусства, дают лучшие образцы поведения, следовать которым может тот, кто с ними знаком. Это самое важное обоснование необходимости уроков предметной области «Искусство» в школе.
15:25-15:40
Роль и значение художественно-культурологических знаний в формировании современного человека
Понимание необходимости внесения в школьное образование воспитания средствами искусства, и приобщения детей к художественной культуре объединило Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского и Л.М. Предтеченскую. Создавая совершенно новые программы и методы погружения ребят в художественную деятельность, они утверждали значимость духовно-нравственного формирования личности. В условиях современного мира освоение школьниками культурного опыта становится еще более значимым в качестве гаранта сохранения единого культурного пространства нашей страны.
15:40-16:00
От интонации в искусстве к полифонии мира и человека
Искусство выразительно, поскольку оно интонационно. Интонация в искусстве - основной носитель художественной информации, художественного смысла.
Художественное развитие личности связано с формированием интонирующей структуры. Это даёт возможность воспринимать произведение искусства как определённое художественное сообщение. На это направлены процессы смыслообразования, смысловыражения и смыслопостижения при восприятии произведений искусства. Различные интонации составляют полифонию мира и человека.