Материал подготовлен на основе выступления «Современная литература в школьной программе», которое состоялось в «День учителя литературы» на Педагогическом марафоне учебных предметов-2017.
Эксперт: Борис Александрович Ланин, доктор филологических наук, профессор Института стратегии развития образования РАО, автор УМК и учебников по литературе.
Ключевые вопросы: какие произведения современной русской литературы стоит теперь читать в школе, и как это делать?
Суть: Согласно примерной программе, принятой после 2014 года, современная русская литература должна быть представлена в определенных рамках: 14 произведений, 20 авторов, 7 обязательных тем. Творчество автора учебника заключается в том, чтобы наполнить эти параметры.
В результате, в соответствие с программой профессором Ланиным были написаны новые 26 глав учебника современной русской литературы. Учебник никогда не был включен в федеральный перечень, просто потому что в школьной программе нет такого предмета, но как пособие он очень популярен и постоянно перепечатывается.
Геннадий Беленький, мой старший товарищ, высказывал мнение: не нужно новые произведения нести в школу. Они должны настояться, получить достаточно осмысления в критике, должны быть прочитаны хотя бы одним поколением читателей.
И тем не менее, что-то из современной русской литературы уже нужно читать в 10-11 классах. Таким образом, учебник оказывается просто незаменим.
Что на практике?
9 высказываний профессора Ланина о современных русских писателях и не только:
Русские книги в Европе. Раньше в Европе в книжных магазинах лежали только два автора — Достоевский и Солженицын. А сейчас выбор огромен: есть Улицкая, тот же Довлатов — его читали все американские интеллектуалы.
Российское кино. Сейчас кино — это развитая и красивая индустрия, не хватает только двух вещей: названий и сюжетов. Легче отыскать два десятка новых молодых красавцев, чем один новый сюжет.
Шукшин. В моем учебнике были два рассказа Шукшина — «Микроскоп» и «Шмат сала». Нужно было менять на рассказ «Срезал» и «Чудик» — и лично я не вижу разницы. У этого автора везде «чудики», не только в заглавных рассказах.
Салтыков-Щедрин. Нет в русской литературе такого же противника любой власти, как Щедрин. Думаю, все власти должны его ненавидеть.
Довлатов. Обязательный автор в школьной программе, произведение — по выбору. Из всего, что я читал у него, не нашел ничего, что можно взять в школу: как вы знаете, все герои Довлатова либо пьют, либо уже выпили и идут дальше. Произведение, которое мы выбираем для школьного анализа, должно обладать сюжетной протяженностью, должны происходить события, идти описания, которые можно обсудить с учениками. А тут замечательная проза, но это жизнь, которую традиция не позволяет обсуждать в школе. В итоге, пришлось написать главу о взгляде Довлатова на творчество современников, по мотивам «Соло на Ундервуде». Но это, конечно, не Довлатов. Хотелось бы мне знать, как из положения вышли мои коллеги…
Сорокин. Это один из тех писателей, которые постоянно растут. С возрастом Сорокин пишет все лучше и лучше. Но мы долго мучились: какое произведение Сорокина можно выбрать, чтобы без ненормативной лексики? Выбрали самый первый роман, «Очередь», и именно потому что там соблюдена нормативность лексики. Хотя лично я думаю, что лучший роман Сорокина — «Теллурия».
Лермонтов. Я сторонник мнения, что лучшие свои произведения писатели пишут в самом начале творческого пути. И эти ранние смерти писателей, он какой-то высшей справедливостью оправданы: он все уже написал. Все, что хотел сказать, сказал. Невозможно представить себе Лермонтова в 29 лет: он уже завершен, именно такой он и есть — жемчужина нашей истории, предмет поклонения и самого внимательного изучения.
Чернышевский. Как вы думаете, кому пришло в голову включить в школьную программу роман «Что делать»? А вдруг прочтут?! От начала до конца?! Это интересно и современно, я бы сказал, но кому пришло в голову…
Гончаров. Кому пришло в голову исключить из программы «Обломова»? Ведь вы ищете национальный русский характер! Вот же он, замечательный: законченный, цельный, с дивана не встает, но когда надо — встанет и закричит. Эмоциональный, остроумный, в возрасте Христа – как его можно было выгнать из школьной программы?