Эксперт: Любовь Григорьевна Савенкова, доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя по научной работе, член-корреспондент РАО
Ключевые вопросы: В чем преимущество интегрированного курса ИЗО для начальной и средней школы? Каким образом у ребенка на интегрированных уроках формируется полная и единая картина мира?
Суть: Школа должна развивать в ребенке все данные ему способности. Интегрированное, полихудожественное обучение — это особый подход к организации процесса образования. У каждого ребенка есть способности мыслить и творчески, и логически. Значит, все занятия должны проходить так, чтобы и логика, и образное мышление развивались гармонично. Это необходимо делать на всех уроках, не только ИЗО — но на примере ИЗО можно легко показать.
Все программы в рамках данного курса выстроены не по тематическому принципу, а по направлениям развития ребенка с 1 по 8 класс. Все учебники написаны для ребенка, а не для педагога — это редкий пример учебной книги, которую ученик с удовольствием читает сам.
Интегрированное преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла опирается на три подхода. Экологический — предусматривает связь обучения с развитием культуры, общечеловеческие ценности, а также внимательное отношение к возрастным особенностям ребенка. Региональный подход обеспечивает возможность рассказывать ребенку об искусстве, которое его окружает, которое ему близко, начиная от работ знакомого мастера и бабушкиных сказок. Наконец, полихудожественный подход требует показывать детям художественный образ в формате разных видов искусства.
Что на практике?У всех видов искусства есть много общих понятий: форма, динамика, непрерывность, нюансы, композиция. Если мы осваиваем какое-то понятие, например, ритм – то сначала поговорим с учителем литературы, чтобы он в ближайшее время поговорил с детьми о том же. Ритм есть и в природе, и в истории, и в математике — послушав о нем на всех уроках, ребенок получает объемное видение.
Основные принципы полихудожественного обучения:
Ребенок в центре всего. В центре урока, в центре деятельности, в центре нашего рабочего пространства. Мы опираемся на потребности, способности, эмоции и интересы ученика, а с другой стороны — на особенности его среды: природу, культуру, особенности региона.
Предметно-пространственный подход. Огромную роль в освоении искусства играет среда. Пустое пространство ребенку ни о чем не говорит: мы должны наполнить его предметами, явлениями, смыслами. Мы странствуем по предмету, по слогу, по картине, по стране, в которой она была написана.
Метод дедукции: идем не от малого к большому, а от большого к малому. Ребенку важно увидеть сначала целое, а затем всмотреться в частные нюансы.
Поле пространственного воображения. Ребенок проявляет себя в творчестве, осознает себя в окружающем пространстве жизни, осознает себя творцом и преобразователем.
Что изучаем? Содержание программ с 1 по 5 класс
1 класс. Главная задача — развитие наблюдательности у детей. Изучаем окружающий предметный мир, осваиваем и пробуем различные художественные материалы, формируем умение переносить наблюдаемое в творческий продукт. Слушаем музыку, фантазируем, читаем стихи и сказки.
2 класс. Осваиваем окружающую предметно-пространственную среду, формируем представление о тесной взаимосвязи между предметами. Активно изучаем природу. Открываем тему автопортрета, говорим о контрастах, и не только в изобразительном искусстве. Сочиняем в классе веселые истории и ставим спектакль: мастерим кукол, разыгрываем роли, рисуем декорации. Но только не заучивать слова своей роли! Важнее играть, понимать сюжет.
3 класс. Развиваем представление о человеке как о части природы, формируем понятия зависимости жилища, одежды, обычаев от климата и ландшафта. Рассматриваем разную архитектуру, изучаем культуру разных народов. Погружаем ребенка в разные пространства: пещера, воздух, море, пустыня, лес. Понимаем, откуда художник берет сюжеты для своих произведений.
4 класс. Формируем художественное мышление. Обращаем ребенка во внутреннее пространство: смотрим быт, интерьер, орнаменты. Начинаем создавать свою среду, рисовать, преображать пространство. Очень важно, чтобы ребенок мог всегда видоизменять пространство, а сейчас, в благополучных и красивых домах детские комнаты теряют индивидуальность, нельзя испачкать, разрисовать, приклеить: программа полихудожественного обучения старается компенсировать эти трудности.Мы говорим о том, что у воды есть множество звуков, которые можно передать разными словами, образами. А затем, бульканье воды можно нарисовать, передать при помощи кляксы, капли, штриха.
5 класс. Изучаем предметную среду, индивидуально организованную каждым человеком. Погружаемся в специфику и историю изобразительного искусства, осваиваем графическую грамоту в процессе самостоятельного творчества. Формируем представление о взаимосвязи: материал-форма-цвет-практическая значимость предмета.Мы не срисовываем табуретки, детям это неинтересно. Не рисуем по образцу какого-нибудь художника: так мы просто отобьем желание рисовать. У нас в учебниках в качестве иллюстраций очень много детских рисунков. Когда в учебнике ребенок видит работы, похожие на свои, то понимает, что рисует вполне нормально и с радостью попробует изобразить тот или иной интерьер.
Любовь Савенкова предупреждает: работа по такой программе сложна, она дает учителю дополнительную нагрузку. Надо больше готовиться, больше читать, а самое главное — знать, что ребенок осваивает на других уроках, выстраивать связь с другими предметами. Но и результат превосходит все ожидания: он всегда понятен, интересен ребенку, и вскоре педагог уже не может отказаться от такого подхода.Мы говорим о том, что по интерьеру можно понять, что за человек здесь живет. Даем практические задачи: ест пол, стена, потолок — решите их цвет. Какие цвета хороши для спальни, кухни? На уроках берем большие картонные коробки и создаем интерьеры: для жизни, слушания музыки, для музея. Делаем прямо в школе, вместе с детьми.